МФТИ приглашает школы и организации СПО в проект «Код будущего»

Бесплатные образовательные программы по программированию для школьников и студентов СПО по Python, С++ и SQL

сентябрь 2023 – май 2024

Прием заявок завершен

Бесплатное обучение
для школьников 8-11 классов и студентов СПО
Самые востребованные языки программирования
C++, Python, SQL
Продолжительность обучения
2023-2024 учебный год, 4 модуля по 36 часов
Два формата обучения
очный и online
Сертификат МФТИ
выдается по завершении обучения

Московский физико-технический институт – первый в рейтинге вузов России 2022 в направлении Computer Science по версии Times Higher Education.

В 2018 году в МФТИ создан единственный в России Центр компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект».

В 2021 году в аналитическом обзоре «Искусственный интеллект в России» ведущей консалтинговой компании CNA МФТИ отмечен как вуз с наиболее развитыми компетенциями в области искусственного интеллекта.

 

Результаты МФТИ в проекте Код будущего в 2022/2023 учебном году:

Более 100 школ-партнеров

Более 4000 обучающихся на курсах по языкам программирования С++ и Python

100% выполнение финансовых и методических обязательств перед школами-партнерами

Программирование на C++

21 школа присоединилась к проекту

Программирование на Python

90 школ присоединилась к проекту

Для кого?

Для школьников и студентов СПО

Возможность получить бесплатные и актуальные знания различных языков программирования

Для педагогов и образовательных организаций

Проведение занятий в школах и организациях СПО по всей стране, вовлечение школьников и студентов СПО в информатику, возможность дополнительного заработка и повышения своей квалификации

Сотрудничество

Что нужно для участия в проекте "Код будущего"?

Каков пошаговый план?

  1. Оставить заявку
  2. С Вами свяжется куратор и расскажет все подробности
  3. Заключить Соглашение о сотрудничестве и Сетевой договор с МФТИ
  4. Сообщить нам предварительный список школьников/студентов СПО, которые планируют участвовать в проекте
  5. Заключить договор с каждым учителем, который будет проводить занятия

Что мы ждем от школы/организации СПО?

  1. Группа: начинаем работу с группами от 15 школьников и/или студентов СПО
  2. Желание: совсем немного усилий для решения формальностей – и можно приступать к обучению
  3. Помощь в регистрации: уделите немного времени и помогите школьникам/студентам СПО оформить участие в проекте (все происходит через сайт Госуслуг)

Что предлагает МФТИ?

  1. Готовые программы обучения и полный комплект методических материалов
  2. Подготовка и сопровождение учителей на протяжении всего курса
  3. Собственная онлайн-платформа для обучения, контроля успеваемости и посещения занятий
  4. Поддержка кураторов
  5. Оплата труда педагогов и административного участия школы/организации СПО
  6. Сертификаты по завершении обучения

Прием заявок завершен

программы

Базовый уровень
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Для анализа данных
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4

Программирование на Python. Базовый уровень

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на Python» (144 ак. часа) от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное.

Программа «Программирование на Python» (начальный уровень) направлена на знакомство с базовыми понятиями и элементами языка Python (операторы, числовые и строковые переменные, списки, условия и циклы, функции) и формирование компетенций в области решения задач по программированию. Курс является вводным и лучше всего подойдет слушателям, не имеющим опыта написания программ ни на одном из языков программирования. Содержит множество разнообразных задач по базовым конструкциям языка, что позволяет получить практические навыки программирования на языке Python для решения типовых задач математики и информатики и использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Программа включает 4 модуля:

  • Введение в Python (36 ак.ч.)
  • Базовые конструкции (36 ак.ч.)
  • Знакомство с коллекциями (36 ак.ч.)
  • Функции (36 ак.ч.)

Нормативный срок освоения программы: 144 ак.ч.

Форма обучения: очная / очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Требования к статусу обучающегося: школьники 8-11 классов общеобразовательных организаций и студенты организаций СПО.

Требования к оборудованию для аудиторных занятий: компьютер, Visual Studio, проектор, видеокамера, доступ в Интернет.

Требования к оборудованию для самостоятельной работы: персональные компьютеры/ноутбуки, Visual Studio, доступ в Интернет.

Рекомендации для обучающихся: до начала обучения по программе необходимо установить оборудование и программное обеспечение; своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, которые будут размещены на цифровой платформе МФТИ в соответствии с изучаемыми темами.

В результате прохождения курса «Программирование на Python» слушатели приобретают необходимые навыки для работы с базовыми и сложными структурами языка в интегрированных средах разработки, а также для самостоятельного написания кода и разработки эффективных алгоритмов и программ.

У слушателей будут сформированы следующие предметные результаты:

  • знание необходимой терминологии («информация», «алгоритм», «исполнитель», «модель»), смысла этих понятий и умение применять полученные знания на практике;
  • умение соблюдать сетевой этикет, другие базовые нормы информационной этики и права при работе с компьютерными программами и в сети Интернет;
  • умение выполнять созданные программы, осуществлять их разработку, тестирование и отладку, используя изученный язык программирования;
  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях — линейной, условной и циклической, логических значениях и операциях;
  • навыки пошагового выполнения алгоритмов,
  • умение осуществлять данные операции как вручную, так и с использованием компьютера;
  • умение определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
  • знание основных понятий и этапов проектной деятельности.

Введение в Python

  • Установка языка Python. Среда разработки (5 ак.ч.)
  • Вывод данных (5 ак.ч.)
  • Типы данных и переменные (5 ак.ч.)
  • Арифметика строк (5 ак.ч.)
  • Арифметика чисел (6 ак.ч.)
  • Обработка цифр числа (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Базовые конструкции

  • Логический тип данных. Лoгические операции. Условный оператор (5 ак.ч.)
  • Составные условия. Каскадный условный оператор (5 ак.ч.)
  • Цикл с параметром for (5 ак.ч.)
  • Переменная цикла for (5 ак.ч.)
  • Варианты цикла for (6 ак.ч.)
  • Цикл while. Организация разветвлений в цикле (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Знакомство с коллекциями

  • Работа со строками. Индексы, срезы строк (5 ак.ч.)
  • Сравнение строк, методы строк (5 ак.ч.)
  • Списки. Методы списков (5 ак.ч.)
  • Списочные выражения. Кортежи (5 ак.ч.)
  • Множества (6 ак.ч.)
  • Словари (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Функции

  • Функции. Обязательные параметры. Значения функций (5 ак.ч.)
  • Функции. Необязательные параметры (5 ак.ч.)
  • Функции с переменным числом аргументов (5 ак.ч.)
  • Функции как объекты (5 ак.ч.)
  • Функции высшего порядка map(), zip(), filter(), reduce() (6 ак.ч.)
  • Анонимные функции (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Программирование на Python для анализа данных

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на Python для анализа данных» (144 ак. часа) от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное. Уровень углубленный.

Цель программы — помочь учащимся в освоении основных конструкций и библиотек анализа данных для языка Python, а также сформировать компетенции для проведения первичного анализа данных с помощью этих инструментов.

При решении многих задач (как в бизнесе, так и в науке) исследователи сталкиваются с необходимостью работать с большими массивами данных. Навыки программирования позволяют эффективно работать с разными типами таких данных, автоматически собирать и обрабатывать необходимую информацию за достаточно короткое время. Язык программирования Python является наиболее популярным в последние годы инструментом для решения подобных задач. Он предлагает множество новых библиотек, которые применяются на всех этапах анализа данных, и является одним из самых простых языков для изучения.

Программа включает 4 модуля:

  • Базовые конструкции (36 ак.ч.)
  • Знакомство с коллекциями (36 ак.ч.)
  • Работа с числовыми данными NumPy (36 ак.ч.)
  • Анализ данных с помощью библиотеки Pandas (36 ак.ч.)

Нормативный срок освоения программы: 144 ак.ч.

Форма обучения: очная / очная с применением дистанционных образовательных технологий.

Требования к статусу обучающегося: школьники 8-11 классов общеобразовательных организаций и студенты организаций СПО.

Требования к оборудованию для аудиторных занятий: компьютер, Visual Studio, проектор, видеокамера, доступ в Интернет.

Требования к оборудованию для самостоятельной работы: персональные компьютеры/ноутбуки, Visual Studio, доступ в Интернет.

Рекомендации для обучающихся: до начала обучения по программе необходимо установить оборудование и программное обеспечение; своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, которые будут размещены на цифровой платформе МФТИ в соответствии с изучаемыми темами.

У слушателей будут сформированы следующие знания и умения:

  • знание основ работы в среде разработки JupyterLab;
  • знание основ программирования на языке Python;
  • знание базовых классов, библиотек и функций Python для сбора, анализа и визуализации данных.
  • умение применять инструменты библиотек NumPy и Pandas при работе с данными для вычисления простых метрик и анализа взаимосвязей;
  • умение визуализировать данные при помощи инструментов Python и библиотеки Matplotlib;
  • умение собирать данные из открытых источников при помощи инструментов библиотеки Beautiful Soup и сохранять их в виде файлов.

Базовые конструкции

  • Установка Python и JupyterLab. Понятие кода, интерпретатора, программы. Исполнение кода и отладка (5 ак.ч.)
  • Переменные. Базовые типы данных. Основные операторы. Целочисленная арифметика (5 ак.ч.)
  • Конструкция ветвление. Условный оператор. Каскадный условный оператор. Вложенные условия (5 ак.ч.)
  • Контрольная работа (5 ак.ч.)
  • Цикл for. Организация циклов (6 ак.ч.)
  • Цикл while. Организация разветвлений в цикле (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Знакомство с коллекциями

  • Строки. Срезы. Методы строк (5 ак.ч.)
  • Списки. Методы списков. Списочные выражения. Кортежи (5 ак.ч.)
  • Функции. Области видимости переменных. Функции с переменным числом аргументов. Значения по умолчанию (5 ак.ч.)
  • Контрольная работа (5 ак.ч.)
  • Лямбда функции. Сортировка с параметром key (6 ак.ч.)
  • Функции высшего порядка: map, filter, zip (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Работа с числовыми данными NumPy

  • Множества (5 ак.ч.)
  • Словари (5 ак.ч.)
  • Работа с файлами. Чтение и запись данных (5 ак.ч.)
  • Особенные типы данных в NumPy. Работа с векторами и матрицами (5 ак.ч.)
  • Вычисление главных статистических метрик с помощью NumPy (среднее, медиана, мода, дисперсия) (6 ак.ч.)
  • Визуализация данных с Matplotlib (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Анализ данных с помощью библиотеки Pandas

  • Работа с табличными данными Pandas (5 ак.ч.)
  • Сбор данных в сети Интернет. Библиотека Beautiful Soup (5 ак.ч.)
  • Анализ взаимосвязей и описательная статистика (5 ак.ч.)
  • Сводные таблицы (5 ак.ч.)
  • Агрегирование данных и групповые операции (6 ак.ч.)
  • Подготовка к итоговому проекту (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)




Базовый уровень
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Для олимпиадников
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4

Программирование на С++. Базовый уровень.

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на C++» от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное.

Программа «Программирование на С++» (144 ак.ч.) имеет техническую направленность, в её основу заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения. Содержание учебных модулей предполагает детальное изучение алгоритмизации, реализацию межпредметных связей, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Цель программы – формирование познавательной активности обучающихся в области функционального и объектно-ориентированного программирования, приобретение навыков работы c базовыми и сложными структурами языка в интегрированных средах разработки, получение навыков самостоятельного написания кода и разработки эффективных алгоритмов и программ.

Программа включает 4 модуля:

  • Основы С++ (36 ак.ч.)
  • Контейнеры и базовые алгоритмы (36 ак.ч.)
  • Классы (36 ак.ч.)
  • ООП и паттерны проектирования (36 ак.ч.)

Форма обучения: очная.

Календарный учебный график

Основы С+

  • Введение в С++
  • Логические выражения
  • Циклы
  • Массивы
  • Функции
  • Указатели и ссылки

Контейнеры и базовые алгоритмы

  • Структуры и шаблоны
  • Контейнеры 1
  • Контейнеры 2
  • Бинарный поиск и сортировка
  • Динамическое программирование
  • Графы

Классы

  • Введение в классы
  • Конструктор копирования и правило трех
  • Перегрузка операторов
  • Реализация класса вектор
  • Функциональные классы и их применение
  • Реализация хэш таблицы

ООП и паттерны проектирования

  • Наследование
  • Инкапсуляция
  • Полиморфизм
  • Порождающие паттерны проектирования
  • Структурные паттерны проектирования
  • Поведенческие паттерны проектирования

Программирование на С++ для олимпиадников

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на C++» от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное.

Программа «Программирование на С++ для олимпиадников» (144 ак.ч.) имеет техническую направленность, в её основу заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения. Содержание учебных модулей предполагает детальное изучение алгоритмизации, реализацию межпредметных связей, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Цель программы – формирование познавательной активности обучающихся в области функционального и объектно-ориентированного программирования, приобретение навыков работы c базовыми и сложными структурами языка в интегрированных средах разработки, получение навыков самостоятельного написания кода и разработки эффективных алгоритмов и программ.

Программа включает 4 модуля:

  • Начальные алгоритмы (36 ак.ч.)
  • Базовые алгоритмы (36 ак.ч.)
  • Средние алгоритмы (36 ак.ч.)
  • Продвинутые алгоритмы (36 ак.ч.)

Форма обучения: очная.

Начальные алгоритмы

  • Асимптотика и сортировка 5 (ак.ч.)
  • Базовые контейнеры (5 ак.ч.)
  • Введение в ДП (5 ак.ч.)
  • Запросы на отрезке 1 (6 ак.ч.)
  • Теория чисел (5 ак.ч.)
  • Запросы на отрезке 2 (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Базовые алгоритмы

  • Строки (4 ак.ч.)
  • Графы. BFS (5 ак.ч.)
  • Графы. Кратчайшие пути (4 ак.ч.)
  • Геометрия 1 (5 ак.ч.)
  • Продолжение ДП (7 ак.ч.)
  • Графы. DFS (7 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Средние алгоритмы

  • Деревья (5 ак.ч.)
  • LCA (5 ак.ч.)
  • STL (6 ак.ч.)
  • Геометрия 2 (6 ак.ч.)
  • Выпуклая оболочка (5 ак.ч.)
  • Остовные деревья (5 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)

Продвинутые алгоритмы

  • SQRT-декомпозиция (5 ак.ч.)
  • Дерево Фенвика (5 ак.ч.)
  • Суффиксный массив (5 ак.ч.)
  • Паросочетания (6 ак.ч.)
  • Ахо-Корасик (5 ак.ч.)
  • Декартово дерево (6 ак.ч.)
  • Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)




Базовый уровень
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Для анализа данных
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4

Программирование на SQL. Базовый уровень.

Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на SQL» от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное. Базовый уровень.

Программа включает 4 модуля:

  • Введение в SQL
  • Запросы в SQL
  • Функции и циклы
  • Создание базы данных (индивидуальное задание для каждого слушателя)

Форма обучения: очная.

Введение в SQL

  • Понятие SQL и реляционной модели баз данных. Основы работы с данными (3 ак. часа)
  • Объекты базы данных и их размещение (3 ак. часа)
  • Реляционная алгебра и реляционное исчисление (3 ак. часа)
  • Проектирование баз данных. Типы данных и типы таблиц. (7 ак. часа)
  • Установка MySQL и клиента управления базами данных (4 ак. часа)
  • Создание таблицы. Первый запрос. Модификация и удаление таблицы. (4 ак. часа)
  • Работа с индексами (4 ак. часа)
  • CRUD операции (4 ак. часа)
  • Промежуточная аттестация (4 ак. часа)

Запросы в SQL

  • SQL SELECT и запросы на выборку данных (7 ак. часа)
  • Вспомогательные функции в SQL (6 ак. часа)
  • Группировка данных (4 ак. часа)
  • Соединение таблиц и виды связей (7 ак. часа)
  • Многотабличные запросы (4 ак. часа)
  • Подзапросы (4 ак. часа)
  • Промежуточная аттестация (4 ак. часа)

Функции и циклы

  • Поиск текста (4 ак. часа)
  • Функции в SQL (8 ак. часа)
  • Функции, встроенные в MySQL (6 ак. часа)
  • Циклы (4 ак. часа)
  • View и Case в SQL (6 ак. часа)
  • Импорт данных (4 ак. часа)
  • Промежуточная аттестация (4 ак. часа)

Создание базы данных (индивидуальное задание для каждого слушателя)

  • Проектирование базы данных (5 ак. часа)
  • Создание базы данных и таблиц. Заполнение данными (5 ак. часа)
  • Создание связей между таблицами (6 ак. часа)
  • Создание View-запросов и представление базы данных (7 ак. часа)
  • Промежуточная аттестация (4 ак. часа)
  • Итоговый курсовой проект (8 ак. часа)



Партнеры

Отзывы

Святослав Елкин

Участник курса «Программирование на C++»

«Я рад поделиться свои отзывом и впечатлениями от курса по С++. В начале учебного года я долго искал реально хороший курс по С++ для своей будущей карьеры, который в итоге нашел. Этот курс позволил мне не только освоить основы языка программирования C++, но и научил меня решать сложные задачи с помощью этого языка. Я хотел бы отметить профессионализм и терпение наших преподавателей, которые всегда готовы помочь нам в любых трудностях и ответить на все наши вопросы. Мы изучали много интересных и в тоже время сложных вещей, которые помогли нам обрести знания в Computer Science в целом, так и в самом языке. В целом, этот курс был для меня очень полезным и интересным. Я считаю, что он дал мне отличную основу для продолжения изучения программирования, и я надеюсь, что у меня будет возможность применять эти знания в будущем. Если вы хотите научиться программировать на С++, то я бы порекомендовал вам этот курс как хорошую основу для дальнейшего изучения мира программирования»

Алина Катанаева

Участница курса «Программирование на Python»

«Курс прохожу с удовольствием, вся информация доступно и понятно объясняется. Очень удобно, что можно как присутствовать на уроке, так и смотреть его в записи, потому что нужная информация всегда под рукой, а обстоятельства не станут причиной сильного отставания от группы. Нескучные задания делают отработку по-настоящему интересной и полезной, это помогает материалу лучше усваиваться. Больше всего ценю курс за его доступность. Очень здорово, что у школьников появилась возможность изучать такие востребованные сейчас языки программирования. Надеюсь, в будущем все большее и большее количество ребят смогут при помощи курса на шаг приблизиться к профессии мечты!»

Валерия Седова

Участница курса «Программирование на C++»

«Очень хороший курс! Преподаватель объясняет всё, до мельчайших подробностей, помогает с решением домашнего задания. Уроки проходят не только в программе, но и также имеется презентация. Для меня всё интересно и понятно. Всем советую записаться и начать обучаться профессии будущего!»

Виктория Тульчинская

Участница курса «Программирование на Python»

«Мне очень понравился курс по программированию от МФТИ!!! Интересный, хороший формат обучения. На 1 модуле были некоторые технические недоработки, но их быстро исправили. Всем советую пройти этот курс»

Арина Бубелова

Участница курса «Программирование на Python»

«Сейчас нахожусь на 3 модуле программирования на питон. С начала 2 модуля у меня есть цель о создании своего огромного “проекта” кода. И уже сейчас я его реализую. Преподаватель отлично помогает во всех вопросах и дает огромное количество даже дополнительного материала: теория, примеры к практике, виды сайтов для саморазвития. Для людей, которые хотят реализоваться в ИТ-сфере, я рекомендую данные курсы»

Андрей Кожевников

Участник курса «Программирование на Python»

«Курс программирования мне нравится: материал занятий интересен и доступен к изучению. Задания увлекательны, всегда можно с удовольствием порешать задачи и поломать голову, чтобы прийти к верному ответу. Учитель (Сергей Сергеевич Шабалин) отличный, всё понятно объясняет и всегда готов помочь, если что-то не получается»

Наставники

Татьяна
Клюева
Python
Владислав
Козлов
C++
Татьяна Клюева

Главный методист курса «Программирование на Python»

Преподаватель курсов от МФТИ

Старший преподаватель Лицея НИУ ВШЭ

Владислав Козлов

Главный методист курса «Программирование на С++»

Преподаватель спортивного программирования МФТИ

Ex backend-разработчик на языке C++ в Яндексе

Copyright © 2023 МФТИ
Политика обработки персональных данных МФТИ