Бесплатная образовательная оффлайн-программа по программированию на Python для школьников и студентов СПО
сентябрь 2023 – май 2024
Московский физико-технический институт – первый в рейтинге вузов России 2022 в направлении Computer Science по версии Times Higher Education.
В 2018 году в МФТИ создан единственный в России Центр компетенций НТИ по направлению «Искусственный интеллект».
В 2021 году в аналитическом обзоре «Искусственный интеллект в России» ведущей консалтинговой компании CNA МФТИ отмечен как ВУЗ с наиболее развитыми компетенциями в области искусственного интеллекта.
EduMipt – инновационный онлайн-проект дополнительного профессионального образования Московского физико-технического института. Открыт набор на курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в IT-сфере.
С EduMipt можно получить новые компетенции, освоить востребованную профессию на уровне ведущего технического вуза страны. Работодатели отдают предпочтение сильным специалистам с образованием МФТИ.
желающим освоить Python с нуля
Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на Python» (144 ак. часа) от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО, желающих освоить основы анализа данных с использование языка программирования Python в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное.
Программа «Программирование на Python» (начальный уровень) направлена на знакомство с базовыми понятиями и элементами языка Python (операторы, числовые и строковые переменные, списки, условия и циклы, функции) и формирование компетенций в области решения задач по программированию. Курс является вводным и лучше всего подойдет слушателям, не имеющим опыта написания программ ни на одном из языков программирования. Содержит множество разнообразных задач по базовым конструкциям языка, что позволяет получить практические навыки программирования на языке Python для решения типовых задач математики и информатики и использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Программа включает 4 модуля:
Цель программы — формирование познавательной активности обучающихся в области функционального программирования, приобретение навыков работы c базовыми структурами языка в интегрированных средах разработки, получение навыков самостоятельного написания кода и разработки эффективных алгоритмов и программ.
Актуальность программы:
Способность написать программу или код постепенно становится базовым навыком. Программирование и вычислительное мышление расширяют возможности и становятся обязательным требованием к любому специалисту. Способность читать и понимать компьютерный код становится более востребованной, поэтому программирование переходит из специального знания в универсальную грамотность.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена национальная цель – обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике. В условиях широкого внедрения онлайн -сервисов, электронных услуг, развития цифровой экономики актуальной является проблема подготовки кадров, в том числе в области программирования на языке Python. Отечественные компании испытывают потребность в квалифицированных кадрах, способных решать прикладные задачи на языке программирования Python. Язык программирования Python доступен для освоения лицами любого возраста и профессии. Он позволяет решать широкий круг практических задач: его можно использовать для анализа данных и машинного обучения, бэкенда, веб -разработки, системного администрирования, создания игр и т.д. Программа имеет техническую направленность, в её основу заложены принципы модульности и практической направленности, что обеспечит вариативность обучения. Содержание учебных модулей предполагает детальное изучение алгоритмизации, реализацию межпредметных связей, организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Требования:
Требования к уровню подготовки: отсутствуют.
Требования к статусу обучающегося: школьники 8-10 классов общеобразовательных организаций.
Требования к оборудованию для самостоятельной работы обучающихся: персональные компьютеры/ноутбуки, Visual Studio, доступ в Интернет.
Требования к программному обеспечению для самостоятельной работы: операционная система (желательно Windows); браузеры: Yandex Browser, Chrome, Chrome Mobile, Firefox, Opera, Safari, Mobile Safari, Edge, Python; среда Wing IDE 101 (версии 6 или выше); среда PyCharm Community Edition.
Рекомендации для обучающихся: до начала обучения по программе необходимо установить оборудование и программное обеспечение; своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, которые будут размещены на цифровой платформе МФТИ в соответствии с изучаемыми темами.
Задачи:
Результаты:
Программа носит практико-ориентированный характер. Все занятия включают как теоретический блок, так и практическую работу для формирования практических навыков в области программирования. Закрепление навыков происходит в процессе самостоятельной работы обучающихся, которые предусмотрены при изучении всех тем. Для практической работы будут использоваться дата сеты от индустриальных партнеров МФТИ.
Модуль включает 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цели:
Задачи:
Тема 1. Установка языка Python. Среда разработки. (5 ак.ч.)
Тема 2. Вывод данных (5 ак.ч.)
Тема 3. Типы данных и переменные (5 ак.ч.)
Тема 4. Арифметика строк (5 ак.ч.)
Тема 5. Арифметика чисел (6 ак.ч.)
Тема 6. Обработка цифр числа (6 ак.ч.)
Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)
Модуль включает 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цели:
Задачи:
Тема 1. Логический тип данных. Логические операции. Условный оператор. (5 ак.ч.)
Тема 2. Составные условия. Каскадный условный оператор. (5 ак.ч.)
Тема 3. Цикл с параметром for (5 ак.ч.)
Тема 4. Переменная цикла for (5 ак.ч.)
Тема 5. Варианты цикла for (6 ак.ч.)
Тема 6. Цикл while. Организация разветвлений в цикле. (6 ак.ч.)
Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)
Модуль включает 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цели:
Задачи:
Тема 1. Работа со строками. Индексы, срезы строк (5 ак.ч.)
Тема 2. Сравнение строк, методы строк (5 ак.ч.)
Тема 3. Списки. Методы списков (5 ак.ч.)
Тема 4. Списочные выражения. Кортежи (5 ак.ч.)
Тема 5. Множества (6 ак.ч.)
Тема 6. Словари (6 ак.ч.)
Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)
Модуль включает 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цели:
Задачи:
Тема 1. Функции. Обязательные параметры. Значения функций (5 ак.ч.)
Тема 2. Функции. Необязательные параметры (5 ак.ч.)
Тема 3. Функции с переменным числом аргументов (5 ак.ч.)
Тема 4. Функции как объекты (5 ак.ч.)
Тема 5. Функции высшего порядка map(), zip(), filter(), reduce() (6 ак.ч.)
Тема 6. Анонимные функции (6 ак.ч.)
Промежуточная аттестация (4 ак.ч.)
Дополнительная общеобразовательная программа «Программирование на Python» (144 ак. часа) от МФТИ разработана для школьников 8-11 классов и студентов СПО, желающих освоить основы анализа данных с использование языка программирования Python в рамках проекта «Код будущего». Обучение бесплатное.
1. Анализ данных применяется во многих областях науки и бизнеса для выявления важных закономерностей. Одним из наиболее эффективных инструментов для работы с данными являются языки программирования, в частности язык Python.
В рамках данного курса рассматриваются теоретические и практические аспекты, которые необходимо знать для решения задач первичного анализа данных. Пройдя этот курс, вы узнаете, какие среды разработки Python наиболее подходят для задачи анализа, поработаете с циклами и коллекциями, а также познакомитесь с некоторыми популярными библиотеками языка Python для обработки и визуализации данных.
Курс состоит из четырех модулей, закрепляющих как базовые навыки работы с языком, так и его использование для решения некоторых задач анализа данных. Каждое занятие в модуле содержит теоретическую часть, тесты и набор практических задач. Модули программы:
Цель программы — помочь учащимся в освоении основных конструкций и библиотек анализа данных для языка Python, а также сформировать компетенции для проведения первичного анализа данных с помощью этих инструментов.
2. Требования к уровню подготовки: отсутствуют.
Требования к статусу обучающегося: школьники 8-10 классов общеобразовательных организаций.
Требования к оборудованию для самостоятельной работы обучающихся: персональные компьютеры/ноутбуки, Visual Studio, доступ в Интернет.
Требования к программному обеспечению для самостоятельной работы: операционная система (желательно Windows); браузеры: Yandex Browser, Chrome, Chrome Mobile, Firefox, Opera, Safari, Mobile Safari, Edge, Python; среда Wing IDE 101 (версии 6 или выше); среда PyCharm Community Edition.
Рекомендации для обучающихся: до начала обучения по программе необходимо установить оборудование и программное обеспечение; своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, которые будут размещены на цифровой платформе МФТИ в соответствии с изучаемыми темами.
3. В процессе обучения будут сформированы следующие предметные знания и умения:
4. Программа носит практико-ориентированный характер. Все занятия включают как теоретический блок, так и практическую работу для формирования практических навыков в области программирования. Закрепление навыков происходит в процессе самостоятельной работы обучающихся, которые предусмотрены при изучении всех тем. Для практической работы будут использоваться дата сеты от индустриальных партнеров МФТИ.
Модуль состоит из 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цель модуля – дать основы программирования на языке Python. Настроить среду разработки.
Тема 1. Установка Python и JupyterLab. Понятие кода, интерпретатора, программы. Исполнение кода и отладка (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 2. Переменные. Базовые типы данных. Основные операторы. Целочисленная арифметика (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 3. Конструкция ветвление. Условный оператор. Каскадный условный оператор. Вложенные условия (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 4. Контрольная работа (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 5. Цикл for. Организация циклов (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 6. Цикл while. Организация разветвлений в цикле (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Модуль 2. Знакомство с коллекциями
Модуль состоит из 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цель модуля – показать основные приемы работы со строками, списками, кортежами. Применять для создания программ как готовые функции, так и написанные самостоятельно.
Тема 1. Строки. Срезы. Методы строк (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 2. Списки. Методы списков. Списочные выражения. Кортежи (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 3. Функции. Области видимости переменных. Функции с переменным числом аргументов. Значения по умолчанию (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 4. Контрольная работа (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 5. Лямбда функции. Сортировка с параметром key (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 6. Функции высшего порядка: map, filter, zip (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Модуль 3. Работа с числовыми данными NumPy
Модуль состоит из 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цель модуля – научить применению инструментов библиотек NumPy и Matplotlib при работе с числовыми данными для вычисления простых метрик и визуализации информации
Тема 1. Множества (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 2. Словари (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 3. Работа с файлами. Чтение и запись данных (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 4. Особенные типы данных в NumPy. Работа с векторами и матрицами (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 5. Вычисление главных статистических метрик с помощью NumPy (среднее, медиана, мода, дисперсия) (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 6. Визуализация данных с Matplotlib (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Модуль 4. Анализ данных с помощью библиотеки Pandas
Модуль состоит из 6 тем. В конце модуля проводится промежуточная аттестация.
Цель модуля – научить собирать данные из открытых источников с помощью библиотеки Beautiful Soup и сохранять их в виде файлов. Показать, как с помощью библиотеки Pandas анализировать собранные данные и находить в них зависимости
Тема 1. Работа с табличными данными Pandas (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 2. Сбор данных в сети Интернет. Библиотека Beautiful Soup (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 3. Анализ взаимосвязей и описательная статистика (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 4. Сводные таблицы (5 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 5. Агрегирование данных и групповые операции (6 ак.ч.)
Решение задач типа:
Тема 6. Подготовка к итоговому проекту (6 ак.ч.)
Разбор содержания тем проектов: